+7 900 635-97-97

Существовали ли когда-нибудь драконы, чем отличается русский Змей Горыныч от китайского Лун-вана и в каких культурах драконов представляли с человеческими головами и лапами тигра?

О самых популярных в мировой культуре мифологических существах «Университету детей» рассказывает антрополог Евгения Бутенко.


 

Кого и почему почитали до драконов?

Кое-кто и сейчас верит в существование драконов, хотя убедительные подтверждения этого до сих пор не обнаружены: палеонтологи не нашли останков драконов — только динозавров, а зоологи нигде не видели живых представителей этого вида. Хотя существа, похожие на драконов и даже названные этим именем, в природе встречаются.

В находках археологов и древней литературе есть довольно убедительные свидетельства того, что драконов люди почитали издревле и по всей Земле. Правда, изначально существовал культ змей, а представления о драконах появились позже — и развивались вместе с человеческой цивилизацией.

Змея и птица — одно из первых противопоставлений, которое, вероятно, привело к формированию образа летающего змея с одной стороны и к появлению устойчивых негативных черт у образа змеи с другой. Змея связана с Нижним, подземным, миром; даже само слово «змея» во многих языках, как в русском и других славянских, связано со словом «земля», а значит, она противостоит свету, с ней бьются птицы, часто олицетворяющие солнце и небо. Кстати, это распространенный сюжет в разных мифологиях, имеющий основания в реальном мире (хищные птицы едят змей), — например, в индийской мифологии змееборец — царь птиц полубожественный Гаруда.

В тех краях, где древние аборигенные культуры не были вытеснены новыми, культ змей так и не сменился драконьим. Так, не превратился в дракона Радужный змей в мифах австралийских аборигенов и американских индейцев. Змея в африканской мифологии тоже осталась змеей; свернувшись в кольцо вокруг Земли и кусая себя за хвост, она поддерживает целостность мира.

 

Что в природе навело людей на мысли о драконах?

 

Представления о драконах формируются в тот период, когда на основе развитых земледельческих культур формируются первые государства: Шумер, Египет, Индия, Греция, Китай, Япония, Мексика. Хозяйство в них часто основано на искусственном орошении — решающее значение имеет своевременное выпадение осадков или разлив реки. А дождь, в том числе вызывающий паводок, сопровождается появлением на небе похожих на летающих змеев туч, громом и молниями.

Наблюдение за этими природными явлениями могло подтолкнуть к формированию образа дракона — летающего змея и связи дракона с водами (не только земными, но и небесными), а также формированию мифов о борьбе бога-громовержца с захватившим воду змеем-драконом.

Таковы индийский Вритра, поверженный богом Индрой за то, что сковал воды. Или страшный змей Апоп из египетской мифологии, обитающий в глубине Земли, где происходит его борьба с солнечным богом Ра. Каждую ночь, когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая проглотить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом Ра выходит победителем и заставляет змея изрыгнуть воду обратно.

Древние мифы с участием змеев и драконов, как правило, космогонические, то есть повествуют о сотворении мира, приведении его в порядок, извлечении из первоначального хаоса. Когда мир сотворен, в нем появляются другие злые существа, которые необязательно претендуют на разрушение всего мира, но всё же угрожают благополучию людей. Тут на мифологической сцене и появляются разного рода химеры — так называли древние греки чудовищ, состоящих из частей тел разных животных; и среди них — драконы (в переводе с греческого — «остроглазые»). В борьбу с ними приходится вступать легендарным героям — например, Гераклу или русским богатырям. Они убивают злобных чудовищ, пожирающих людей, спасают из плена красавиц или добывают охраняемые драконами сокровища.

Если змей — это гигантская змея, то дракон всегда состоит из частей тел разных животных, как правило, противостоящих друг другу в реальном мире: рептилии (змеи, ящерицы, крокодила) и птицы. К этому могут добавляться части тел рыбы, пантеры, льва, козла, оленя, собаки, волка и других животных.

 

Голова верблюда, уши коровы и веер змеиных голов: какими бывают драконы?

По внешнему виду — и особенно по характеру — западные и восточные драконы заметно различаются.

В Древнем Китае драконом могли назвать любое существо, обладающее какой-нибудь необычной особенностью; однако постепенно сформировался образ дракона, который дошел до современности и, в отличие от европейских драконов, приобрел единообразие.

Эталон — царь всех китайских драконов Лун-ван. У него голова верблюда, рога оленя, глаза демона (или кролика), тело змеи, чешуя карпа (чешуек должно быть 81 или 117), когти орла, лапы тигра, рога оленя и уши коровы. Однако изображают его не всегда точно таким. На макушке у драконов находится шишка, благодаря которой они могут летать без крыльев, но ее не всегда увидишь на рисунках.

Остальные драконы могут отличаться от Луна размером, цветом и мелкими деталями — например, количеством когтистых пальцев на лапах, наличием или отсутствием рогов, но в целом они похожи друг на друга.

В индийских мифах описываются наги — полубожественные существа в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов.Наги, как и китайские Луны, делились на небесных, божественных, земных и подземных.

Среди нагов выделяются царственные змеи. Один из них Шеша, или Ананта, — тысячеголовый змей, который, свернувшись кольцами, парит в космическом пространстве или плавает в водах вселенского Океана. Он олицетворяет вечное время, поддерживает на капюшонах своих голов все планеты Вселенной и постоянно занят воспеванием славы и имен бога Вишну своими бесчисленными устами. Его кольца служат местом отдыха для Вишну и его супруги Лакшми в перерывах между творениями мира. Вселенная разрушается в конце каждого мирового периода — кальпы, но Шеша остается неизменным. Его считают символом космической энергии, жизненно необходимой для творения.

В Европе, напротив, единого облика дракон не приобрел, зато стал считаться универсальным воплощением зла — существом, внушающим людям страх и отвращение, а также побуждающим к борьбе. Описания дракона в европейских источниках часто лишены конкретики, повествователь просто изображает некоего monstrum magnum — гигантского монстра, безногого, но с крыльями (амфиптерии); с одной (виверны) или двумя парами лап, чешуйчатым телом; летающего с помощью крыльев, как у летучей мыши, или живущего в пучине морской, на горе или в пещере ящера, нередко многоголового (Змей Горыныч или Лернейская гидра); с ядовитой кровью, изрыгающего огонь, плюющегося ядом или обладающего зловонным дыханием, которое отравляет всё вокруг. Кровь европейских драконов чрезвычайно ядовита, но при этом обладает волшебными свойствами.

Злых европейских драконов побеждают герои и богатыри, а христианские святые усмиряют молитвой. Однако слугой человека дракон из легенд не становится никогда, в отличие от других животных, например, льва.

 

Лун-ван, Ёрмуганд и Змей Горыныч: как в разных культурах относятся к драконам?

Отношение к драконам в Китае по сей день почтительное, благоговейное и опасливое. Считается, что некоторые из них могут становиться невидимыми и незаметно влиять на жизнь людей. Китайские драконы доброжелательны к людям, но могут и вспылить, причинить большие разрушения, хотя огнем дышат редко. Их разделили на группы, и у каждой свои обязанности: одни содержали обитель богов; другие вызывали дожди; третьи управляли разливами рек и прокладывали русла ручьев; четвертые сторожили сокровища и месторождения драгоценных металлов. Цари драконов — золотистые Лун-ваны, божества — покровители рек, озер, морей и дождя, носили в горле бесценные жемчужины и жили в роскошных подводных дворцах. Китайские императоры почитали желтого дракона с пятью когтями на лапах как священного предка. Только императоры могли носить одежду с вышитым на ней пятипалым драконом и пользоваться другими вещами с его изображением.

Согласно китайским поверьям, драконы умеют менять форму, глубоко сосредоточившись или впав в гнев. Они могли принять человеческий облик, потому как очень любознательны и иногда у них возникает желание пожить человеческой жизнью. Китайцам даже пришлось искать средства для защиты от надоедливых драконов. Чрезвычайно ценились у китайских медиков шкура, кости, зубы и слюна драконов, однако на драконов никогда не охотились — предполагаемые части их тел находили. К примеру, слюной дракона считалась морская пена.

Преклонение перед драконом нашло отражение в китайском языке и культуре. Выдающегося человека принято сравнивать с драконом. В именах людей часто используется слово «дракон». А во время некоторых китайских праздников устраиваются гонки на «драконьих» лодках или исполняется драконий танец с гигантскими марионетками, изображающими драконов.

Европейские драконы, судя по отношению к ним в литературных источниках, сильно отличались от восточных. Разные по внешнему облику, они все были жадными, злыми и коварными. Однако самые древние — дохристианские — европейские мифы описывают змеев и драконов участниками миротворения.

К примеру, кельтский баран-змей приводит в движение Солнечное колесо с восемью спицами и связан с Цернунном — богом Земли с оленьими рогами. Древнескандинавский Нидхёгг (Грызун) — дракон хаоса — подгрызает один из корней мирового древа. Другой чудовищный змей — Ёрмуганд в конце мира выйдет из океана и отравит небо. Громовержец Тор снесет ему голову, но успеет отойти лишь на девять шагов — его убьет поток яда из пасти мертвого чудовища.

Даже после обращения в христианство скандинавы, особенно норвежцы, помещали резные головы драконов на крышах церквей, чтобы защититься от разгула стихии, и оберегали свои корабли драккары, украшая их носы драконьими головами.

В Средние века, когда христианская церковь начала преследовать язычников и порицать их убеждения, драконы превратились в злобных крылатых чудовищ и были приравнены к служителям дьявола и ада, а нехристианских правителей стали изображать опасными драконами.

Истоки такого отношения христианства к драконам можно отыскать в библейской легенде о сотворении мира. Там змей выступает в роли искусителя: советует супруге первого человека Адама Еве пробовать плод с росшего в райском саду Древа познания. Ева поддается на уговоры и пробует запретный плод, после чего дает его Адаму. За это прегрешение бог изгоняет первых людей из рая и лишает вечной жизни.

В христианских текстах много описаний драконов как темных сил; борьба святого с драконом всегда заканчивается поражением чудовища, а общий смысл этих текстов сводился к «уничтожению языческих идей». Одна из самых известных историй подобного рода — легенда о святом Георгии.

В русских народных сказках и былинах эталонный образ дракона как олицетворения зла — Змей Горыныч. Это говорящее драконоподобное существо с тремя головами, чешуйчатым хвостом и медными когтями, которое обладает способностью дышать огнем, выпуская дым из ушей. Описывается Горыныч по-разному: голов у него может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7. Перемещается Змей по воздуху, но о наличии крыльев в сказках не упоминается; может жить на горе или на дне моря, реки или озера, но чаще всего обитает в пещере, иногда берлоге, в месте безжизненном, где трава не растет и птица не поет, либо, наоборот, в палатах, сверкающих златом-серебром. Горыныч сторожит Калинов мост над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и мир мертвых). Но основное его занятие — выжигание посевов и деревень русских.

Периодически он похищает прекрасных девиц, для того чтобы их съесть, но чаще просто так. Змей держит великое множество пленников, он заклятый враг богатырей русских, которые стремятся одолеть его ради восстановления справедливости и освобождения пленных. В битве с богатырями главное оружие Горыныча — изрыгаемый из пасти огонь. Отрубленные головы у него отрастают, как у Лернейской гидры, но тем не менее герой всё равно одолевает Змея.

 

Что символизируют драконы в язычестве и христианстве?

Как вы помните, в образе дракона соединяются части животных, символически связанными с двумя противоположными и отличными от земного мирами — Верхним (птица) и Нижним (змея). Кроме того, змеиное тело связывает дракона с водой и землей, крылья — с воздухом, а внутренний огонь — с огнем, то есть в его облике запечатлены связи с четырьмя стихиями.

В мифах дракон соотносится прежде всего с водой, а следовательно — с плодородием, отсюда и разное к нему отношение. Он хозяин и податель воды и в то же время ее поглотитель или существо, обитающее в первозданных водах и причастное к сотворению и гибели мира.

В житиях христианских святых дракон — это символ, связанный с древними силами, магией, которая уступает только силе крестного знамения. Мудрость и богатство, свойственные языческому дракону, не могут иметь места в христианском представлении о нем; все его мысли заведомо ложны, а сокровища — тлен, так как настоящее сокровище — это духовное богатство, им владеет только христианин, но никак не языческий идол.

Общим для многих легенд и сказаний является мотив победы героя над драконом, который губит людей, похищает девушек или охраняет сокровища. В этом сюжете есть подтекст: на битву с драконом решиться нелегко, перед героем всегда стоит трудный выбор — подвергнуть опасности свою жизнь и совершить правое дело на благо других людей или отвернуться от опасности и подумать прежде всего о своем благополучии.

Этот сюжет раскрывает двойственность природы человека, описывает внутренний конфликт в человеческой душе, противоборство между светом и тьмой. Он показывает, что у человека есть внутренние силы, которые можно использовать для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Столкновение с драконом учит преодолению страха, ставит героя в ситуацию предельного напряжения физических и духовных сил. Если он справится с собой, жизнь его окажется не напрасной.

Рекомендуем почитать: