+7 900 635-97-97

На дне открытых дверей Иван Боганцев прочитал лекцию о неформальном образовании, где пытался объяснить, в чём его преимущества перед формальным образованием, как оно должно развиваться, нужна ли лицензия для того, чтобы заниматься дополнительным образованием, и как выбрать то, что понравится вашему ребенку и вам.


 

О неформальном образовании

Что такое дополнительное образование? До того, как я начал заниматься образованием вплотную, ответ на этот вопрос мне казался очень простым – дополнительное образование это то, что не является основным, что есть школа и университет, а всё остальное ­– это дополнительное образование. Оказалось, что это не так ни с юридической точки зрения, ни с бытовой. Ясности в этом вопросе не так много. Согласно федеральному закону об образовании «дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей в интеллектуально, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании…и не сопровождается повышением уровня образования». Такая формулировка еще более запутывает, потому что слово «образование» используется в двух значениях — вы получаете образование, но «уровень образования» не повышается. Также согласно закону, очень большая часть того, что бы мы с вами в бытовом смысле назвали дополнительным образованием, попадает в эту категорию, а очень большая часть не попадает. Почему я об этом рассказываю и зачем всё это нужно? Потому что дополнительное образование в трактовке федерального закона требует лицензии.

Что такое лицензия на дополнительное образование? Это документ, который включает в себя как требования к помещениям (противопожарные нормы, санпины и пр.), так и к преподавательскому составу — последние критерии достаточно формальны, хоть и расплывчаты. Многие думают, что лицензия не проблема, получается быстро. Так, я несколько раз был в министерстве образования, где чиновники говорили, что нет ничего сложного в том, чтобы показать комиссии все необходимые бумаги, после которых вы обязательно получите лицензию, что в лицензии не отказывают, поэтому непонятно, почему мы жалуемся. Но проблема в том, что, если вы, получив лицензию, захотите переехать даже в соседний класс школы или, скажем, открыть в кружке новое направление, вам придётся получать лицензию заново. Представьте, сколько времени и сил на это потратит большая организация, чтобы переполучить и переоформить лицензию. Я рассказываю эту историю, потому что в Политехническом музее произошёл такой казус; у нас училось на тот момент несколько тысяч детей, один из родителей пожаловался на качество образования, пришла проверка, в том числе прокуратура, и они поинтересовались, а есть ли у нас образовательная лицензия. И тут началась довольно большая история, когда суд определил, что лицензии у нас нет, и оштрафовал нас. В этот момент возникла коллизия: должна ли быть образовательная лицензия у музея, потому что мы не образовательная институция, мы культурная институция, федеральный музей. Стало ясно, что если мы поведём себя так — да, мы неправы, давайте получим лицензию ­– то это станет прецедентом, который потребует получить лицензию всем музеям и всем культурным центрам, потому что все работают без лицензии на дополнительное образование. Поэтому мы подали апелляцию в городской суд и выиграли его, что я считаю нашим большим достижением. Мы оспорили его тем, что не выдаем никакого диплома, мы принимаем всех детей без экзаменов, в отсутствии такого рода критериев неправильно говорить о том, что мы занимаемся дополнительным образованием в том смысле, в котором это делает музыкальная школа. Надеюсь, что мой рассказ кому-то поможет.

От дополнительного образования к неформальному

Мне не нравится термин «дополнительное образование», потому что в нём нет ясности, поэтому я предпочитаю термин «неформальное образование», формальное образование – это место, где вы получаете документ, который признается государством, а всё остальное это неформальное образование, которым мы с вами занимаемся, в том числе и Университет детей.

Первый пример ­– это научные лаборатории, которые мы открыли в 2013 году на временных площадках. Идея была в том, что это будут лаборатории тематические, которые будут работать по следующему принципу, что днём туда приезжают школьные группы, эти группы могут получить необычный урок в той или иной дисциплине, а вечером дети там же учатся в кружках. Идея конечно в том, чтобы помещение всегда работало, ты хочешь, чтобы оно всегда было наполнено детьми, потому что ты начинаешь жить в каких-то рыночных условиях. Мне кажется, что у этого проекта есть много важных вех. Он получился как тестовая база, которая может переехать в музей, там набрался уникальный преподавательский состав, очень важно было найти тот баланс между школьным уроком и занятием, которое не должно быть на него похоже. Каждая лаборатория пыталась найти эту точку, и мне кажется, что нам удалось. Идея была в том, чтобы создать интеллектуальный хаб, в котором были бы люди, идеи, дети, родители, в котором бы было оборудование, из которого потом можно делать какие угодно ответвления музейной жизни (научные елки, летний лагерь и пр.). Важно здесь то, что если бы мы работали в другой стране, то это структура могла бы видоизменить образование не только дополнительное, но и основное. Когда в школе нужно провести эксперимент по физике, у учителя обычно нет на это средств, но, когда он узнает, что такое оборудование есть в музее, он ведёт своих учеников туда, и они получают такой же продукт, впоследствии так начинают поступать все соседские школы. Такой центр может сильно изменить образовательную среду, потому что все школы не оборудуешь ни людьми, ни техникой, а создание такого центра может сильно повысить качество образования, которое получают дети в целом округе.

Второй пример – это Университет детей, который был запущен в 2014 году. Проект был придуман и перепридуман в Европе. В некоторых странах, как в Германии, его запускает сам университет, в Польше это специальный фонд, НКО, который был создан для того, чтобы управлять Университетом детей. Мы очень загорелись этой идеей, раз это делает фонд или университет, то почему это не может делать музей. Она очень хорошо ложилась в идею того, что у нас нет исторического здания, потому что университет детей не про здание, а про продукт, про университет, про обязательное посещение и повышение какого-то статуса высшего образования в глазах ребёнка. Мы запустили его, и он всё рос и рос, а сейчас достиг своего временного потолка и пытается выбрать устойчивую модель, чтобы расти дальше. Мне очень нравится этот проект, прежде всего тем, что он устойчивый. С достижением какого-то количества детей он стал самоокупаемый и не сидит на шее у музея, а сам себя кормит. С другой стороны, это проект, у которого ты не видишь границ и не видишь потолка, потому что его границы ничем не определены. Думали, что захватим Петербург, но это оказалось нам не по зубам. С одной стороны, расстроились, но с другой стороны, команда это подхватила самостоятельно, и будет очень здорово, если всё получится, и проект превратится в крупную структуру.

Третий пример – это детский лагерь. Их пытаются регулировать гораздо больше, потому что там происходит много несчастных случаев. Наш детский лагерь – это как раз отросток от научных лабораторий. Летом делать нечего: нет школы и дополнительных занятий. В итоге,получился ещё один самоокупаемый проект. Прежде всего это был прекрасный опыт, отряды в лагере были научными. Лагерь был разновозрастный и надо было придумать программу, которая могла бы их объединить. У нас было правило, что в каждом отряде должен был быть учёный и обычный вожатый. Я был в отряде вместе с археологом, и мы вместе делали отряд археологии, его задумка была в том, что вы брали площадь 2 на 2 метра и закапывали кости, потом приезжают дети, и мы занимались археологией. Те дети, которые хотели стать археологами, передумали навсегда, потому что это оказалось сложнее, чем они ожидали. При этом есть элемент игры, потому что костей очень много, есть элемент соревнования. Смысл этого проекта в том, что каждому ребенку нужно найти занятие, которое ему понравится.

Как выбрать то, что подходит вам?
Пришло время отойти от Политехнического музея и стоит поговорить о том, как оценивать неформальное образование, скорее, не как отличить хорошее от плохого, а как выбрать то, что подходит вам, потому что оно сильно отличается друг от друга.
Критерии оценки:

1. Умеренное доверие к ребёнку

Я думаю, что нужно как-то осторожно относиться к детям и к тому, как они реагируют на тот продукт, который они получают и в одну сторону, и в другую сторону. Конечно, дети часто ленятся и говорят, что им неинтересно, хотя они просто не хотят утром просыпаться и что-то делать. Но бывает и наоборот: я работал вожатым во многих лагерях и заметил, что дети иногда с одинаковым восторгом реагировали как на хорошо, так и на безобразно подготовленный день. Я бы советовал прислушиваться к детям, но и к своим собственным впечатлениям тоже прислушиваться.

2. Коммерческий или некоммерческий проект
С огромным уважением отношусь к любой коммерческой деятельности, в России необходимо повышать её репутацию. Тем не менее, в образовательных проектах это большой раздел, куда вы тратите появившуюся прибыль, откладывается ли вы её себе или вкладываете обратно в проект, это, как говорится, две большие разницы. В то же время, некоммерческий проект не значит дешёвый, просто это значит, что все деньги идут на ребёнка и на его образование. Советую вам присматривать к этому и как-то взвешивать.

3. Авторский и институциональный
Есть проекты авторские, где в центре стоит яркая харизматичная фигура, которые выстраиваются вокруг этого обаяния, и проекты, как Университет детей, где всё держится на неких правилах и установках. Со стороны это может казаться скучнее, и есть большой соблазн вот этого лидерства. Безусловно, всё зависит от того, какие качества вы хотите развивать в ребёнке. В творческих проектах роль личности важнее, тогда как в образовательных, она, на мой взгляд, должна быть существенно ниже. Лично я за правила, потому что такие проекты мне кажутся более долгосрочными и более здоровыми для ребёнка. В обратном случае проект часто превращается в борьбу за внимание или, наоборот, переживание за отсутствие внимания.

4. Институт репутации
Вещи, не подкреплённые ничем, кроме доверия, могут показывать удивительные результаты и динамику, удивительным образом менять мир. Мне кажется, что в будущем это сможет изменить мир, в том числе и институт образования, который будет держаться только на репутации, исключительно на добром каком-то слове, а не на дипломах, экзаменах.

 


Вокруг много интересного — и узнавать об этом никогда не поздно!
Команда «Университета детей»

Рекомендуем почитать: