+7 900 635-97-97

В этой статье психолог Татьяна Гилёва рассказывает, почему нельзя пугать в воспитательных целях и как избежать манипуляций в общении с ребенком.


 

Если мы хотим передавать новые знания, то надо понимать, что запугивание только ухудшает процесс. Испытывая страх и находясь в стрессе, чаще всего человек не способен адекватно воспринимать информацию. Его мозг мобилизуется, чтобы избежать опасности, а психика оперативно подключает то, что называется психической защитой. Кто-то начинает в этот момент шутить или обесценивать другого, кто-то смеется или замирает как зверек, выскочивший на яркий свет.

Много ли новой информации вы можете запомнить, когда вы в стрессе или напуганы?

В процессе воспитания, есть человек, ответственный за передачу знания и опыта. Ученик внимает своему учителю или наставнику и воспринимает его как ориентир. ­Благодаря такой системе общения, знания передаются максимально успешно и эффективно.

Готов ли ребенок ориентироваться на того, кто пугает? Или будет подчиняться, чтобы не рассердить? И насколько ценными будут знания, полученные в таком контакте?

Отношения играют важную роль в процессе передачи знаний.  Если один в общении с другим использует манипулятивные техники, например, шантажирует или пугает, то учитель не видит перед собой реального человека и его потребности. Это значит, им будет трудно установить эмоциональный контакт необходимый для воспитания.

Как избежать манипуляций в процессе воспитания?

Прислушайтесь к себе и оцените, что сейчас происходит с вами. Это потребность в контроле? Желание убедиться в своей власти? Ваш опыт и установки, которые говорят, что учить надо именно так?

Скажите о своих чувствах по поводу ситуации тому, с кем вы взаимодействуете. Обсудите, что он или она чувствует. Вместе проговорите возможные варианты и выберете тот, который устроит обоих.

Признайте, что ребёнок тоже может кое-что знать.

Рекомендуем почитать: